Существует множество явлений, способных вызвать чувство голода. Конечно, в первую очередь — это вид и запах пищи. Очень часто, когда мы видим, как кто-то с аппетитом ест, нам хочется присоединиться. Все мы ездили в поездах дальнего следования, а потому прекрасно знаем: стоит одному пассажиру начать есть, как его соседи тут же достают свои припасы и подключаются к этому процессу. В данном случае аппетит появляется независимо от того, был человек до этого голоден или нет («аппетит приходит во время еды»).В последнее время все чаще любовь к вкусному обеду перерастает в зависимость от еды, когда пища становится настоящим наркотиком.
Еда вызывающая зависимость
Подобное действие оказывают и представления о вкусной еде: воображаемая пища кажется необычайно вкусной. У нас начинают «течь слюнки», когда мы встречаемся с красочным описанием того или иного блюда в каком-нибудь художественном произведении или видим вкусную еду на экране телевизора. Даже телевизионная реклама способна стимулировать чувство голода, причем это искушение подстерегает нас каждый день: не успеваешь включить телевизор, и вот уже чипсы хрустят, карамель пляшет, пиво льется рекой, сникерсы — «съел и порядок». В магазине продуктов много — хочется все попробовать, а тут еще реклама подстегивает: как можно больше впечатлений, будь на высоте, бери от жизни все. Каков же результат? В электричках, на улицах, в метро мы видим бесконечно жующих девочек и мальчиков, «тетенек и дяденек». Неужели их в дороге охватило острое чувство голода? Может быть, вопрос стоит о жизни и смерти, причем счет ведется на минуты? И жажда, наверное, совсем одолела: у каждого второго идущего, едущего по городу, в руках бутылка или банка пива. Конечно, на поверхности здесь дань моде, стремление быть «как все». Но катастрофа-то состоит в том, что люди не заглядывают дальше этой вывески. Зависимость от еды: откуда она берется, каковы ее признаки, страдают ли от нее дети?
Вкусовые пристрастия, влечение к разным видам пищи строятся на основании личного опыта. Формирование вкуса у человека основывается на впечатлениях от той еды, которую предпочитают в стране, где он живет, и в частности в его семье.
Основу одних национальных кухонь составляет мясо, других — морские продукты, третьих — злаки, овощи, фрукты. И мы говорим о китайской, японской, французской, грузинской, узбекской, казахской и прочих кухнях (причем в каждой национальной кухне имеются региональные различия). Знакомство с кухнями других народов вызывает интерес, но в целом люди остаются приверженцами того круга продуктов и блюд, к которым привыкли. «О вкусах не спорят», — гласит пословица, и это истинная правда, поскольку привычки закладываются с детства, и у каждого они свои. В строгом медицинском смысле, где слово «вкус» означает ощущение сладкого, соленого, кислого, горького, острого. Вкусовые ощущения у всех людей одинаковы — что у немца, что у китайца, что у индейца. А вот на вопрос, что лучше съесть на завтрак — колбасу, салат, рис или просто выпить чашку какао, представители этих народов ответят по-разному. Вопрос, обращенный к продавщице в гастрономе: «Какой сыр самый вкусный?», довольно странен, и ответ на него может быть только один: «Я люблю (например) костромской». Но это вовсе не значит, что покупателю понравится костромской сыр. Объективного, «правильного» ответа на этот вопрос нет.
Зависимость людей от еды в разном возрасте
Воспоминания (особенно — детские) очень сильно влияют на выбор пищи. И дело тут не только во вкусовых ощущениях, вызванных тем или иным блюдом или продуктом, а в обстоятельствах, сопутствующих трапезе.
Одна молодая провинциалка впервые оказалась в Санкт-Петербурге. На вопрос, куда бы ей хотелось пойти для начала, она ответила: «В «Макдоналдс». Там просто божественная еда». И действительно, приехав в один из красивейших городов мира, она первым делом посетила «Макдоналдс». «Может быть, она была голодна?» — спросите вы. Нет, дело совсем в другом. В подростковом возрасте она была с мамой в Москве. В то время открылись первые «Макдоналдсы», и они долго стояли в очереди, чтобы туда попасть. Все увиденное и отведанное там произвело на нее сильное впечатление, и в ее сознании надолго закрепилось представление о гамбургере как о божественной пище.
Кто из нас не любит вкусно поесть? Тем более, в приятной компании, или на свежем воздухе, или перед телевизором (особенно когда герои фильма тоже едят что-нибудь вкусненькое). Существует множество ситуаций, в которых желание поесть становится настолько естественным, что нам даже не приходит в голову ему противостоять. Где же, интересно, та грань, за которой мы перестаем себя контролировать и уже не находим сил сопротивляться этому желанию? В какой момент мы становимся рабами своих желудков?
Пищевая зависимость от еды, как и алкогольная возникает постепенно, по мере либо регулярного употребления умеренных доз, либо частого приема повышенных доз алкоголя. Сначала прием алкоголя растормаживает, дает хорошее настроение, улучшает аппетит. По прошествии какого-то времени хорошее самочувствие появляется исключительно после приема алкоголя. В случае длительного воздержания от алкогольных напитков появляются раздражительность, плохое настроение, ощущение дискомфорта, вегетативные проявления (перепады давления, сердцебиение или сжатие в области сердца, диспепсические жалобы и т. п.), тревога, желание выпить. Почти то же самое происходит и при пищевой зависимости.
Человек, страдающий пищевой зависимостью, при уменьшении содержимого в желудке ощущает тревогу, дискомфорт, его преследуют неотступные мысли о еде. Он испытывает «внутреннюю дрожь», чувствует себя на грани обморока и находится в ожидании катастрофы, несмотря на то что час назад он обильно поел, и его организм никак не должен требовать пищи. Как только он что-то съедает, причем немало, приходит успокоение на недолгое время.
Пищевая зависимость от еды возникает не сразу. Среди стартовых причин можно назвать многие: отношение к еде и стиль пищевого поведения, воспринятые с детства; лечение гормонами, витаминами, пищевыми добавками; усиленное питание без должных границ после перенесенных заболеваний и т. п.
Психологическая зависимость от еды
Существуют и чисто психологические причины: неудовлетворенность семейными отношениями; неумение справиться с трудностями; неправильная самооценка; переживание одиночества; глубинные невротические проблемы и множество других. Для признания и преодоления личностных проблем требуется определенное мужество, а потому очень часто люди вступают на более легкий путь — путь замены. Капкан защелкивается незаметно, и люди осознают это лишь тогда, когда их жизнь замыкается вокруг еды, вес неотступно растет и снизить его уже не удается.
В книге известного психотерапевта И. Ялома «Лечение от любви» есть описание психотерапевтического лечения пациентки с ожирением. Внимание автора в этой работе в основном посвящено проблемам переноса и контрпереноса, которые возникают в процессе лечения. Мы же решили заострить внимание на психологических проблемах, возникающих в процессе психотерапевтического лечения ожирения, а также на взаимосвязи процесса психотерапии и других методов лечения. На этом примере разберем, что такое зависимость от еды.
Итак, Бетти — одинокая молодая женщина, очень тучная (110 кг), в бесформенных мешковатых платьях. Ей 27 лет, не замужем, работает в отделе связей с общественностью. Она выросла в бедной семье, где была единственным ребенком. Отец умер, когда Бетти было 12 лет. Она всегда страдала от излишнего веса — заметно полнеть начала с конца подросткового периода. Начиная с 21 года ее вес колебался от 87 до 110 кг (за исключением двух или трех коротких периодов, во время которых она, благодаря строгой диете, потеряла около 20 кг). Она работала по 60 часов в неделю, не имела ни друзей, ни личной жизни, ни интересных занятий. Бетти была озабочена тем, что ее карьера складывалась гораздо менее успешно, чем у ее однокашников. Работа, еда и ожидание повышения по службе — вот, собственно, все, что составляло смысл ее жизни. Все выходные она проводила у телевизора, поглощая конфеты. Пробовала лечиться у психиатра антидепрессантами, но от этого было мало проку. За три месяца она набрала еще 10 кг. У нее начались головные боли, а давление порой достигало 200/100.
На первом приеме у доктора Ялома Бетти сообщила, что у нее все плохо, что она не может взять себя в руки и начать контролировать свое питание. Она рассказывала о себе так, будто речь шла о ком-то другом — достаточно весело и непринужденно. В течение нескольких сеансов разговор с психотерапевтом оставался на поверхностном уровне — Бетти не позволяла проникнуть глубже. «Когда у меня такая депрессия, еда — это единственное, что меня поддерживает», — говорила она. Она была уверена, что депрессия является адекватной реакцией на ее жизненную ситуацию. Бетти считала, что ей, как любой тучной женщине, непросто завести друзей, однако заранее отвергала все советы по созданию круга общения.
Таким образом, пациентка не чувствовала никакой ответственности за свои проблемы: виноваты были обстоятельства жизни, отсутствие событий, заносчивость окружающих, презрительное отношение общества к полным людям. На интеллектуальном (вербальном) уровне она готова была признать, что если она перестанет есть и похудеет, мир станет относиться к ней по-другому. Однако этот путь казался ей слишком долгим и хлопотным, а кроме того, она не верила в то, что может справиться с обжорством.
Убедить пациентку на этой стадии психотерапии, что она несет ответственность за свой внешний вид, оказалось практически невозможно — любые попытки терапевта найти для нее упрощенные решения, прямые рекомендации, связанные с образом жизни, диетой и т. п., не достигали цели.
В ходе лечения выяснилось, что проблемы с весом начались у нее с подросткового периода, когда она столкнулась с драматическим моментом своей жизни — ее отец умирал от рака. При этом из очень полного человека он превратился в скелет, обтянутый кожей. В ее детском сознании закрепилось представление о том, что потеря веса сделает ее более подверженной раку.
Постепенно она осознала магическую природу своего мышления и смогла встать на иную, «взрослую», позицию. Бетти почувствовала, что препятствия к снижению веса успешно устранены. Она наметила и стала осуществлять мероприятия для снижения веса: прошла курс лечения пищевых расстройств в клинике, записалась в танцевальный класс и клуб боулинга, купила велотренажер и установила его перед телевизором, сказала: «Прощай!» своим старым друзьям — картофельным чипсам, пирожным, пончикам — и выбрала диету, которой затем твердо придерживалась. Так начался контроль питания.
Первые месяцы снижения веса были более ощутимыми, чем несколько последующих. Строгий распорядок жизни, вездесущие запахи пищи, соблазны — казалось, ничто в жизни не приносит удовольствия. Большинство членов группы похудания бросили программу, но Бетти держалась твердо. Индивидуальная и групповая психотерапия продолжалась. Временами она падала духом и становилась агрессивной. Интересно, что, когда она сбросила около 40 кг, ей пришла в голову мысль, что «она потеряла целое тело», и ее даже начали мучить кошмары.
Достигнув веса 70 кг, она поняла, что боится секса, и прошла сеансы терапии, посвященные этим вопросам. Через какое-то время Бетти почувствовала, что жизнь ее наполняется совершенно иным смыслом. Она преодолела барьер страха испытывать глубокие чувства, быть ответственной за свою жизнь. Бетти поняла, что она может жить по-другому, что ей не нужно больше «заедать свою тревогу и пустоту», что она стала активной, симпатичной и привлекательной и что жизнь, несмотря на всевозможные трудности, интересна ей. Она стала по-новому относиться к людям и почувствовала, что и они изменили свое отношение к ней.
Вот что хотелось бы подчеркнуть на примере Бетти: внешние воздействия, контроль качества питания, тренировка, лекарства, становятся эффективными только вместе с глубинной проработкой психологических проблем.
В этом случае человек может прийти к стойким положительным результатам (сохранению идеального веса и внутреннего душевного равновесия).
Каждый человек обязан нести ответственность за свою жизнь и здоровье, а расхожее выражение «Все так делают» свидетельствует о том, что у человека нет самостоятельного суждения и что ответственность он перекладывает на весьма размытое понятие «все». Однако рано или поздно подобное поведение приведет к избыточному весу и различным заболеваниям, и тут уж «все» не помогут.
Обращали ли вы внимание, когда читали рассказы и повести XIX в., что в дворянских и помещичьих семьях сласти всегда были закрыты в буфете, и детям давали их только за чаем. Что это, скупость? Недостаток средств? Вовсе нет. Просто христианское воспитание предполагало и воспитание отношения к еде. Семья собиралась в определенное время для завтрака, обеда, чая и т. п. Между этими часами никто не жевал. Люди умели владеть собой, даже когда чувствовали голод, и у них хватало терпения, чтобы дождаться положенного часа. В крестьянских семьях к приему пищи тоже относились с достоинством. Соблюдение постов было правилом, ведь пост — это не только ограничение в калорийной пище, но и воспитание воли и внутренней дисциплины, умение сосредоточиться на духовной жизни. Во время поста человек учился владеть своим телом и жить в согласии со своей душой.
Человек должен осознанно выбирать пищу и устанавливать время ее приема, основываясь на действительных (реальных) потребностях организма, а не поддаваясь всевозможным соблазнам. Продолжая есть «за компанию» и пробуя ради интереса все, что предлагает реклама, можно нанести значительный вред своему здоровью.
Вкусовые пристрастия формируются с детства. Они основываются на впечатлениях от той еды, которую предпочитают в семье. В результате детские воспоминания могут влиять на выбор пищи в течение всей жизни человека.
Пищевая зависимость от еды — в ее основе также могут лежать глубинные невротические проблемы; неудовлетворенность семейными отношениями; неумение справиться с трудностями; неправильная самооценка; переживание одиночества и др.
Все внешние воздействия (диета, гимнастика, лекарственная терапия) становятся эффективными только вместе с осознанной проработкой психологических проблем.